Закон о звонках коллекторов – как можно защитить свои права

Говоря о коллекторах, многие представляют образ «громил» из 90-х годов, которые никого не боятся. Однако это не более чем устаревший стереотип, поскольку современные коллекторы стараются сыграть на нервозности заемщика, его способности впадать в панику, поэтому действуют через непрекращающиеся звонки и угрозы, причем беспочвенные.
Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники (Б. Франклин).
Представители коллекторских компаний отнюдь не физической расправой угрожают, а обещают отобрать имущество, автомобиль и т.д. Однако никаких полномочий для этого коллекторы не имеют, поскольку все решения выносит суд.
В то же время никому не приятно слышать постоянные звонки подобных «специалистов», которые могут тревожить и ваших близких и коллег с прошением вернуть долг банку. Но с 1 января 2017 года вступил в силу новый «Закон о коллекторах», который существенно ограничил деятельность представителей таких компаний и облегчил жизнь заемщикам.
Стоит учесть, что данные нововведения относятся исключительно к физическим лицам (для ИП все останется по-старому) и не касаются задолженности по коммунальным платежам.
Изменения касательно деятельности коллекторских компаний
Прежде чем решать, законны ли звонки коллекторов и другие угрозы представителей подобных компаний, следует выяснить, имеет ли право организация вообще заниматься коллекторской деятельностью.
Прежде всего, компания должна быть включена в реестр коллекторских организаций, а работники, которые содержатся в ее штате, не должны иметь судимости и обязаны являться резидентами РФ.
Поэтому, если к вам приходят представители коллекторской службы, они должны показать все необходимые свидетельства, которые подтверждают законность их деятельности.
Варианты контакта с должником
Согласно новому закону, коллекторы имеют право связываться с должником следующими способами:
- личные встречи;
- телефонные звонки;
- сообщения;
- почтовые извещения.
И вроде ничего существенного не изменилось, поскольку у представителей коллекторских агентств и ранее были такие полномочия, однако существенно изменилась их частотность.
Время для звонков коллекторов новый закон регламентирует четко – по будням с 8 до 22 часов, а по выходным – с 9 до 20 часов. При этом за неделю представители коллекторского агентства не имеют права связываться с должником чаще двух раз. За этот же период предусмотрена только одна личная встреча.
Новый закон запрещает коллекторам оказывать психологическое воздействие на должника, всячески угрожать ему, а также сообщать недостоверную информацию – например, завышать сумму долга или же умалчивать структуру погашения задолженности. Все эти данные должны предоставляться должнику в письменном виде с заверением банка или другой финансовой организации.
Данные о должниках работники коллекторских агентств не вправе разглашать третьим лицам, а это значит, что любые «пристыдительные» сообщения в подъездах и т.д. теперь считаются незаконными.
Как отстаивать свои права
В настоящее время заемщику намного проще отстоять свои права. Если закон нарушается, о звонках коллекторов или визитах можно сообщать в прокуратуру и компанию, к которой данные работники прикреплены – меры будут приняты незамедлительно.
Что думают сами коллекторы?
По сути, данный закон является единственным нормативно-правовым актом, который будет регулировать деятельность коллекторских агентств. Ранее законодательство ограничивалось лишь отдельными статьями кодексов или положениями законов, которые не могли охватить сектор в целом. Федеральный Закон № 230 эту ситуацию исправил.
Представители коллекторских компаний, как ни странно, введение закона одобрили. Они полагают, что с его помощью рынок избавится от многих мошенников и мелких организаций, не имеющих никаких лицензий на выполнение коллекторской деятельности. В результате сектор станет легальным, регулируемым и станет развиваться навстречу должнику, поскольку цель крупных компаний – не забрать последнее, а вернуть долг финансовой организации.